Восприятие как деятельность

Страница 3

Улучшение работы О.А. Апраксина, прежде всего, связывала с развитием художественного потенциала ребёнка, способности воспринимать музыку. Однако практическое решение этой задачи сдерживалось организацией урока по видам деятельности, содержательным наполнением программы по-прежнему оставались отдельные виды деятельности.

Появившаяся в 1973 г. музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского фактически была ответом на поставленные временем вопросы. Вслед за ведущими деятелями музыкального воспитания младших школьников, он выдвигает принципиальную установку на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей, и что успехи в хоровом обучении и в эстетическом воспитании – это нечто разное. В связи с этим прозвучал призыв отказаться от противопоставления «музыки» и «пения». Впервые развитию восприятия было придано значение основы музыкальной деятельности.

Постижение любого музыкального произведения на занятии оказалось связанным с решением общей цели, сверхзадачи – «музыка и жизнь», – воспитанием музыкальной культуры детей в целом. Перед музыкальным руководителем были поставлены задачи – научить детей воспринимать музыку, а значит, понимать её, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать, быть активным, деятельным по отношению к ней.

В психологии термин «восприятие» трактуется как деятельность, которая определяется мотивом, а конкретные его проявления (действия, операции) обусловлены целью и условиями их осуществления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Именно в русле такой трактовки программа Д.Б. Кабалевского предполагает, что любая из форм музыкальной активности детей направлена на развитие восприятия музыки в её жизненных связях и отношениях. Оценивая программу, многие музыканты-педагоги сочли, что в ней принижено значение хорового пения, и ориентирована она лишь на слушание музыки.

Между тем Д.Б. Кабалевский неоднократно раскрывал своё отношение к хоровому пению как прекрасному искусству и не раз подчёркивал, что музыкальное занятие не может обойтись без пения, но независимо от того, в какой форме дети общаются с музыкой, перед ними всегда должны стоять художественно-содержательные цели.

Качество исполнения становится показателем уровня развития восприятия. Не случайно выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего видели в восприятии основу профессиональной подготовки исполнителей.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи
Ученые (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами Однако, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы исследованием авто ...

Пути и условия организации эвристического обучения в школе
Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Не случайно известный м ...

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развити ...

Copyright © 2016-2021 - All Rights Reserved - www.biztus.site