Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями

Страница 1

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения.

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины ХIХ века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусстве и его непосредственной связью с производством.

Одним из наиболее действенных средств терапии творчеством являются пластические материалы. В последнее время появилось очень много синтетических - полимерная глина, пластика, качественный пластилин, не прилипающий к детским рукам. Безусловно, все эти варианты заслуживают внимания, но мы бы хотели остановиться на глине, поскольку этот материал - природный, и он не требует особых затрат по приобретению.

Союз человека и глины дает удивительные результаты: благодаря лепке человек может научиться управлять собой. "Приобретая глиняную форму, эмоция попадает в ловушку. Мы от нее не убегаем. Наоборот, она остается у нас в форме сжатой отвердевшей информации . можно взглянуть на глиняное выражение эмоции, взять фигурку в руки. Фактически мы взяли свою эмоцию в руки. Это и есть самоуправление." (Р. и Т. Чураевы).

Глина - это природный материал в работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь выразить гнев, агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их в реальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и "исправлять" эмоциональное состояние.

Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение "Я" в процессе использования глины", – пишет Вайолет Оклендер. По наблюдениям В. Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Итак, на первом занятии с детьми рассказываем им о том, почему глина - материал удивительный, о том что она обладает уникальной способностью сохранять жесты человеческих рук.

Рассказываем о происхождении глины, о могучих доисторических деревьях, продолжающих жить в этом материале. О том, что глина, в отличие от пластилина, не "пачкается", а, наоборот, очищает руки (это последнее сообщение важно, чтобы дети не испытывали дискомфорт от следов, оставляемых глиной на ладонях). Показываем образцы керамики, - черепки, сельские кувшины, старые народные игрушки-свистульки. К ним можно прикоснуться рукой и почувствовать тепло создававших рук.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Роль социальной среды в сохранении и укреплении здоровья детей
Реформа системы дошкольного воспитания, заявленная в федеральной программе развития образования на период до 2005 года, предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования. Основными направлениями развития дошкольного образования является «поддержка и ...

Происхождение и развитие письма
Исторические разновидности письма: А) «предметное письмо» и наскальная живопись как предыстория собственно письма. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднени ...

Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...

Copyright © 2016-2021 - All Rights Reserved - www.biztus.site