Хоровое пение

Известно, что масштабы построений в инструментальной музыке обусловлены речевым опытом. У младших школьников происходит подсознательное, интуитивное связывание музыки с речью. Это, с одной стороны, облегчает восприятие инструментальной музыки, с другой стороны, помогает осознать единство слова и мелодии в музыке вокальной. С позиций интонационного подхода возможно разучивание вокального произведения без предварительного показа. Детям предлагается в опоре на поэтический текст как бы сочинить песню, романс, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. Например, выразительно, нараспев произносимые слова «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы…» (А.К. Толстой) естественно преобразуются в торжественную, напевную мелодию романса П.И. Чайковского, а слова «Радуйся, Росско земле» – в празднично звучащий кант. По мере приближения речевой мелодики к вокальному звучанию формируются и соответствующие певческие навыки.

Возможен и другой вариант. После прослушивания вокального произведения, не зная его названия, слов, сразу начать петь мелодию как вокализ, стремясь передать своим голосом её эмоциональный характер. В этом случае детям предлагается подумать, о чём могла быть такая мелодия, подобрать слова, которыми можно обозначить её эмоционально-образное содержание, попытаться интонационно выразить его в стихотворной форме. Цель этого задания – передать в словах все грани музыкального образа, которые они услышали в звучании. Поэтому важно не столько сочинить стихотворение по всем поэтическим законам, сколько, отметив различные грани, организовать их ритмом мелодии.

В традиционной практике хорового пения на музыкальном занятии формирование вокально-хоровых, певческих навыков нередко становится самоцелью, выдвигается в качестве основной учебной задачи. В методических рекомендациях прослеживается заданность, регламентированность в работе над навыками. Предусматривается «обязательная последовательность» этапов в процессе разучивания песни: создание «целостного образа песни в сознании детей ещё до разучивания», «показательное» исполнение песни учителем, разучивание словесного текста, затем отдельных фраз мелодии. Даётся установка на то, что нельзя заниматься нюансами, если хор поёт фальшиво и др.

В услышанном, а затем разучиваемом хоровом произведении они видят «единственно возможное», «эталонное» прочтение данной музыки. Тем самым нарушается специфика музыкальной деятельности как деятельности художественной. Её результатом не может быть единственно верный вариант сочинения, исполнения или слушания.

Возможно правильное или неправильное воспроизведение аналитической формы музыки, но некорректно говорить о правильной или неправильной трактовке произведения: интонационная форма музыки может интерпретироваться по-разному у разных исполнителей. Также нецелесообразны выражения «верно» или «неверно» по отношению к пониманию художественного произведения.

Понимание, как и исполнение, у каждого личностно и потому – своеобразно. Отдельно взятое исполнение – всего лишь одна из возможных трактовок, а само произведение – неисчерпаемый источник множественности разных исполнительских и слушательских трактовок. Вместе с тем в ряде рекомендаций целью является «выработка навыков воспроизведения», «правильного и творческого исполнения», считается, что «борьба за освоение произведения и радость победы после преодоления трудностей и ошибок» способствует укреплению интереса к разучиваемому произведению.

Подобная система работы ведёт к тому, что у детей утрачивается целостный образ сочинения, а отсюда – и интерес к песне. В то же время внимание к смыслу в опоре на образ, выраженный в стихах и мелодии, прощупывание его различными трактовками, переинтонирование мелодии ведут к личностно-осознанному восприятию и выбору наиболее целесообразного исполнения художественного образа.


Информация о ообразовании:

Воспитание и обучение как основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...

Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Риме
Методы преподавания рисования в древнем Риме Римляне очень любили изо. искусство, особенно произведения греческих художников. Широкое распр-е получает портретное искусство, но римляне не внесли ничего нового в методику и систему препод-я, продолжая пользоваться достижениями греческих художников. Бо ...

Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...

Copyright © 2016-2021 - All Rights Reserved - www.biztus.site